Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения

Об организации и реализации предпрофильной подготовки
на территории Западного образовательного округа

Практика показывает, что молодой человек, окончивший школу, не всегда может правильно выбрать свой жизненный путь, дальнейшую профессию, поэтому необходимо нацелить выпускников основной школы к осмысленному выбору жизненного пути, к осознанному и ответственному выбору профилирующего направления собственной деятельности.

Для совершенствования профориентационной работы, а также для создания условий, обеспечивающих профессиональное самоопределение выпускников основной школы в отношении осознанного выбора профилирующего направления собственной деятельности, с 2016-2017 учебного года на территории Западного образовательного округа реализуется новая модель предпрофильной подготовки — практико-ориентированные курсы по выбору для учащихся 9-х классов посредством сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, учреждений высшего и среднего профессионального образования, учреждений дополнительного образования. В реализации новой модели предпрофильной подготовки задействованы обучающиеся 9-х классов общеобразовательных организаций г.о. Сызрань, г.о. Октябрьск, ГБОУ СОШ пос. Варламово, ГБОУ ООШ с. Заборовка, ГБОУ СОШ п.г.т. Междуреченск, ГБОУ ООШ пос. Кошелёвка, ГБОУ СОШ с. Троицкое м.р. Сызранский.
Сопровождает систему реализации предпрофильной подготовки автоматизированная информационная система «Трудовые ресурсы. Самарская область». Система доступна через Интернет, установка никаких дополнительных программных модулей не требуется, для работы необходимо лишь устройство (компьютер, планшет или даже телефон) с доступом в Интернет. В данной системе находится вся необходимая информация для реализации предпрофильной подготовки.

Программы практико-ориентированных курсов разрабатываются и проводятся преподавателями высшего, среднего профессионального образования, педагогами общеобразовательных учреждений, а также представителями малого и среднего бизнеса в соответствии с утвержденными к программам требованиями, что позволяет обучающимся на практике познакомиться с разнообразными видами профессиональной деятельности человека, осуществить первые профессиональные пробы в той или иной сфере, познакомиться со спецификой наиболее распространенных профессий, поддержать сделанный выбор профиля обучения или сферы последующей профессиональной деятельности.

Прежде чем приступить к реализации программ курсов предпрофильной подготовки, каждая программа получила экспертную оценку трех независимых экспертов. В 2023-2024 учебном году экспертный совет утвердил к реализации 106 программ курсов предпрофильной подготовки для их дальнейшей реализации в течение трех лет.

Необходимо отметить, что количество учреждений-организаторов, а соответственно, и количество программ курсов предпрофильной подготовки ежегодно пополняется, экспертный совет утверждает к реализации ряд дополнительных программ.

С 2020 года в реализации курсов активно и успешно участвуют Усольский сельскохозяйственный техникум с 3 курсами предпрофильной подготовки и частная медицинская клиника «Современная диагностика» — курс по диетологии «Здоровье на тарелке».

Специально для обучающихся с интеллектуальными нарушениями разработаны курсы «Обувщик» и «Златошвейка», которые реализует Сызранский филиал школы-интернат № 2 г. Жигулевска с использованием своей материально-технической базы.

На протяжении двух лет в реализации двух курсов Сызранского филиала Самарского государственного технического университета «Моя профессия – технолог машиностроения» и «Компьютерное моделирование в машиностроении» принимали активное участие сотрудники завода тяжелого машиностроения АО «Тяжмаш». Занятия для девятиклассников проводились непосредственно на территории завода.

В целом, в 2022-2023 учебном году реализован 21 курс по профессиям уровня среднего профессионального образования, 38 курсов — по профессиям, подготовку по которым можно по желанию получить в организациях среднего и/или высшего образования, 12 курсов — по профессиям уровня высшего образования. 2126 девятиклассников приняли активное участие в профессиональных пробах. Целевая аудитория предпрофильной подготовки, в которую вошли учащиеся, педагоги, родители, составила 4297 человек.

Основная функция предпрофильной подготовки — профориентационная. Реализация системы предпрофильной подготовки Западного образовательного округа включает в себя:

  • 34 часа на практико-ориентированные курсы в рамках профориентационной деятельности, из них: — 34 часа на посещение 3-х курсов по 11 часов каждый;

Срок реализации курсов: I поток – ноябрь-декабрь; II поток – январь-февраль учебного года, единый день предпрофиля – среда; начало курсов – с 09.00 часов.

  • 34 часа на теоретический курс, из них: — 17 часов на информационно-диагностическую деятельность; — 17 часов на проектную деятельность

Данная модель предпрофильной подготовки реализуется в Западном образовательном округе в три этапа:
— первый этап — теоретический — реализовывается педагогическими работниками общеобразовательных учреждений в сентябре и октябре с целью информирования о мире профессий, путях получения профессионального образования, ситуации на рынке труда, диагностики профессионально-познавательных интересов, способностей и склонностей учащихся.

В этот период ответственный за организацию предпрофильной подготовки на территории округа формирует «Путеводитель по практико-ориентированным курсам предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов» на текущий учебный год, в котором содержится обращение к девятиклассникам, краткое содержание курсов, информация об организациях, реализующих курсы, образец заявления обучающегося и согласие на обработку персональных данных. Помимо этого ответственный составляет хронологию реализации всех этапов предпрофильной подготовки на текущий учебный год, в соответствии с которой осуществляют свои действия по реализации предпрофильной подготовки и учреждения-организаторы курсов, и общеобразовательные организации. В соответствии с хронологией учреждения-организаторы осуществляют ввод информации о группах курсов, прикрепление образцов документов.

При освоении теоретического этапа девятиклассники вместе с родителями проходят «виртуальные пробы» предпрофильных курсов, соответствующих своим интересам и выбирают их в автоматизированной информационной системе «Трудовые ресурсы. Самарская область», которая сопровождает реализацию новой модели предпрофильной подготовки. Обучающиеся совместно с родителями осуществляют поиск 3-х подходящих курсов, обсуждают все варианты, затем родители пишут заявление в образовательную организацию с указанием выбранных курсов. В каждом образовательном учреждении приказом по школе назначается ответственный за организацию предпрофильной подготовки, который принимает заявления от обучающихся и прикрепляет курсы обучающимся на основе их заявлений в АИС «Трудовые ресурсы. Самарская область». Необходимо отметить, что возможность прикрепления курсов имеет свои ограничения: в единый день и время АИС «Трудовые ресурсы. Самарская область» открывается для данного вида работы и доступна в течение 5 дней. Ответственный за реализацию предпрофильной подготовки от территориального управления регулирует и координирует действия ответственных от школ в режиме он-лайн, по окончании работ по прикреплению курсов ответственный от территориального управления, при необходимости, вносит корректировку (выверка наполняемости групп, закрытие малокомплектных групп). За день до начала курсов ответственный за предпрофильную подготовку в школе выдает каждому обучающемуся маршрутный лист (с указанием адреса учреждения-организатора, схемой проезда, дополнительной информацией от организатора курсов).
— второй этап — практико-ориентированный — этап профессиональных проб проходит на базе учреждений высшего, среднего профессионального образования, учреждений дополнительного образования, общеобразовательных организаций, АО «Тяжмаш», частной медицинской клиники «Современная диагностика» с использованием их материально-технической базы. Все учреждения-организаторы проводят курсы предпрофильной подготовки на безвозмездной основе.

Курсы предпрофильной подготовки в округе проходили в один поток в три пары дат с января по март 2023 года. Для реализации курсов в округе введен единый день – среда, где в расписании школы 5,5 часов отводится предпрофильной подготовке, таким образом, для освоения одного курса в 11 часов обучающемуся необходимо два дня (два вторника). Контроль за посещением обучающихся осуществляется ответственными как учреждений-организаторов, так и общеобразовательных организаций. В АИС «Трудовые ресурсы. Самарская область» имеется журнал посещения, которые ведут ответственные от учреждений-организаторов курсов предпрофильной подготовки. 
— третий этап — проектный — конкурс творческих работ обучающихся «Карьерный навигатор: построение образа будущего». Конкурс проходит по номинациям исследовательский проект (историческое исследование профессии, по которой были пройдены курсы предпрофильной подготовки, исследование мира профессий через профессии своих родителей, бабушек, дедушек); литературное творчество (сочинение, стихотворное произведение); мультимедийное творчество (фоторепортаж, видеоролики, создание баннера, тематического календаря); агитбригада. Защита проекта проходит в два этапа: на первом этапе каждый девятиклассник представляет свой проект на уровне школы, лучшие школьные проекты участвуют на окружном этапе конкурса. Каждый год компетентное жюри сначала рассматривает работы заочно, допуская к очному этапу самые лучшие. После очного этапа подводятся итоги, определяются победители и призеры, издается приказ по территориальному управлению.
Итоги конкурса 2021-2022 учебного года https://rescent-szn.minobr63.ru/news/об-итогах-проведения-окружного-конку-6

Данная модель предпрофильной подготовки вызвала живой интерес среди родителей, обучающихся, педагогов. Построение довольно открытой и понятной системы предпрофильной подготовки способствовало осознанному профессиональному самоопределению девятиклассников. За время прохождения профессиональных проб обучающиеся смогли определиться в дальнейшем выборе своего профессионального обучения. Благодаря данной модели предпрофильной подготовки многие обучающиеся, планировавшие продолжить профессиональное образование в Самарских учреждениях СПО, остались в своем родном городе.

В помощь обучающимся, их родителям в принятии ответственного и осознанного решения о выборе профессии и организации профессионального образования ежегодно в апреле ГБУ ППМС «Центр социально-трудовой адаптации и профориентации» г.о. Сызрань и Ресурсный центр выпускают электронное информационно-методическое пособие для поступающих в организации профессионального образования «Профессиональное образование — округу», в котором размещены актуальные профессии и организации профессионального образования Западного образовательного округа.

Предпрофильная подготовка имеет строго профессиональную направленность, т.е. ее задача — сориентировать обучающихся относительно своего профессионального будущего, выбора профессии. Поэтому все курсы в своей основе имеют одну базовую профессию или специальность и еще освещают несколько родственных профессий или специальностей. Практически это прямой выход на выбор профессии или специальности в той или иной организации профессионального образования.
Построения открытой и понятной системы предпрофильной подготовки предоставит возможность:
— учащимся 9-х классов — эффективно решать задачу выбора профилирующего направления собственной деятельности; осуществлять осознанные профессиональные пробы и осознанный выбор пути профессионального самоопределения;
— организациям общего образования — качественно и результативно реализовать цели основного и общего среднего образования «становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности» (ст. 66 Закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации);
— учреждениям профессионального образования — достаточно широко и полно информировать учащихся о своих специальностях, осуществлять набор и обучение студентов, сознательно выбравших профессию/специальность и учебное заведение;
— рынку трудозанятости — получить квалифицированных «территориально своих» кадров на рабочих местах отраслей экономики города (в перспективе);
— органам управления образованием, учреждениям-организаторам предпрофильной подготовки, общеобразовательным учреждениям — слаженно, организованно осуществлять процесс, отслеживать и стандартизировать результаты предпрофильной подготовки.


Распечатать Распечатать

Уважаемые посетители сайта! Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять