Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Организация образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с ст. 5 и 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

В Западном образовательном округе функционируют 2 центра психолого-педагогической, медицинской помощи:

государственное бюджетное учреждение – центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр социально-трудовой адаптации и профориентации» г.о. Сызрань, расположенное по адресу: 446008, Самарская обл., г. Сызрань, ул. Киевская, д. 5 тел. (8464) 99-92-62

государственное бюджетное учреждение – центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» г.о. Сызрань Самарской области, расположенное по адресу: 446026, Самарская обл., г. Сызрань, ул. Гидротурбинная, 24а тел. (8464) 37-58-65

Целью деятельности центров является преодоление трудностей обучающихся в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации посредством осуществления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; обеспечение психолого-педагогических условий реализации основных общеобразовательных программ.

В Центре социально-трудовой адаптации и профориентации созданы отделения: — отделение реализации социально-педагогических и коррекционно-развивающих программ. Отделение разрабатывает, регулирует и реализует социально-педагогические и коррекционно-развивающие программы для обучающихся ОУ Западного образовательного округа — отделение профессионального обучения и профориентации. В рамках своей деятельности отделение ведет работу по следующим направлениям: информирование обучающихся и их родителей о потребности рынка труда региона в квалифицированных кадрах, возможностях и путях приобретения профессионального образования; информирование о службах профориентации города; проведение диагностики (в т.ч. компьютерной) профессиональных предпочтений, способностей, личных характеристик; проведение индивидуальных консультаций по вопросам выбора профессии с обучающимися и их родителями; проведение информационно-просветительских занятий (мероприятий) с обучающимися о требованиях к представителям той или иной профессии; индивидуальных и групповых профориентационных бесед, диспутов, конференций; проведение внеклассных мероприятий профориентационной направленности; проведение семинарских занятий для классных руководителей и ответственных за профориентацию в школе; проведение родительских собраний по проблеме профессионального самоопределения; реализацию программ профессионального самоопределения.

В Центре функционирует кабинет первичной психолого-педагогической профилактики наркомании среди детей и подростков. Работа кабинета ведется при поддержке Регионального социопсихологического центра г. Самары. Деятельность кабинета профилактики осуществляется в следующих направлениях: — психопрофилактическое и просветительское (реализация программ профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма; профилактическая работа в соответствии с проблемами, выявленными в ходе анализа социальной ситуации территории); — диагностическое (групповая и индивидуальная работа, направленная на диагностику личностного развития обучающихся на каждом возрастном этапе); — консультационное (психологическое консультирование, адекватное характеру выявленной проблемы).

Работа по психопрофилактике, просвещению, диагностике и консультированию с обучающимися, родителями и педагогами осуществляется согласно заявкам от общеобразовательных учреждений, а также прием детей и подростков осуществляется по инициативе родителей (лиц их заменяющих) или самих детей и подростков, в том числе и анонимно.

На базе центра осуществляет свою деятельность Служба планирования профессиональной карьеры. Функция СППК – организационно-методическое обеспечение деятельности общеобразовательных организаций, в том числе структурных подразделений дошкольного образования, расположенных на территории Западного образовательного округа, в сфере сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

В Центре диагностики и консультирования функционируют следующие структурные подразделения: — психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) создана с целью своевременного выявления детей с особенностями в физическом и психическом развитии (или) отклонениями в поведении; проведения их комплексного психолого- медико- педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. Заседания ПМПК проводятся ежедневно по адресу: г. Сызрань, ул. Гидротурбинная 24-а. Ежегодно за диагностической, консультационной и коррекционной помощью специалистов комиссии обращается до четырех тысяч жителей Западного образовательного округа — служба ранней помощи оказывает комплексную помощь семьям с детьми раннего возраста, где реализуются индивидуально-ориентированные программы социально-педагогической направленности. Служба ранней помощи обеспечивает системный комплексный подход к проведению диагностики, абилитации и реабилитации детей в возрасте от рождения до 4-х лет группы биологического и социального риска. Раннее выявление проблем развития ребенка и своевременное начало коррекционной работы дает возможность предупредить выявление вторичных отклонений в развитии, обеспечивают максимальную реализацию реабилитационного потенциала.

Коррекционно-развивающие группы являются преемственным звеном в сопровождении детей с проблемами в развитии на разных возрастных этапах: младшего школьного возраста с нарушениями письменной речи, препятствующие успешному освоению образовательных программ; дошкольного возраста с нарушениями устной речи (дети с общим и нерезко выраженным недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи); дети дошкольного и школьного возраста с нарушениями эмоционально-волевой сферы, задержкой психического развития, со сложной структурой дефекта.

Группы формируются по рекомендациям ПМПК из числа детей, не получающих коррекционную логопедическую помощь в дошкольных образовательных организациях. Прием в группу проводится в течение всего года по мере освобождения мест. Занятия проводят педагоги-психологи, учителя-логопеды и учителя-дефектологи на базе Центра или в образовательных учреждения Западного образовательного округа в индивидуальной и групповой форме во внеурочное время.

Статистика показывает, что за пять лет увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных учреждениях по каждой территории и в целом по Западному управлению с 545 человек до 966 человек.

 

В 2020-2021 учебном году в общеобразовательных учреждениях округа обучается 966 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 142 — дети-инвалиды, 134 дети-инвалиды без ОВЗ. Обучение для данной категории детей организовано как совместно с другими обучающимися в классе, так и индивидуально на дому на основании заявления родителей (законных представителей) и заключения медицинской организации, а также в соответствии с рекомендациями областной и территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.

Во всех образовательных учреждениях разработаны адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования, содержательный раздел которых предусматривает наличие программы коррекционной работы с обучающимися. Содержание коррекционной работы выстраивается из рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, как правило, к работе с ребенком привлекаются узкие специалисты (педагог-психолог, логопед, дефектолог, социальный педагог) либо из штата образовательного учреждения, включая структурные подразделения, либо посредством сетевого взаимодействия образовательного учреждения с ГБУ ЦППМСП «Центр диагностики и консультирования» г.о. Сызрань Самарской области, ГБУ «Центр социально-трудовой адаптации и профориентации» городского округа Сызрань. Благодаря системному подходу в проведении коррекционных мероприятий обеспечивается помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы наравне с их здоровыми сверстниками.

Во всех образовательных учреждениях создан психолого-педагогический консилиум (далее — ППк), осуществляющий сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения. Школьный ППк осуществляет выбор наиболее целесообразных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения, направления коррекционно-развивающей работы с учетом его индивидуально-психологических особенностей. В случае, если у ребенка есть затруднения к обучению или возникает необходимость уточнения специфики, варианта адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с ОВЗ, школьный ППк рекомендует родителям (законным представителям) пройти комплексное обследование в территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.

В 3 общеобразовательных школах округа на основании заявления родителей (законных представителей) организовано обучение с использованием дистанционных образовательных технологий 3 детей-инвалидов, находящихся на индивидуальном обучении. Обучение организовано в соответствии с Порядком организации дистанционного образования детей-инвалидов, находящихся на индивидуальном обучении в Самарской области. По месту жительства ребенка установлено автоматизированное рабочее место обучающегося, рабочее место педагогов — в образовательном учреждении. Используется сочетание дистанционной формы обучения с посещением учителями ребенка на дому. Организация дистанционного обучения детей-инвалидов позволяет обеспечить доступ данной категории детей к образовательным и иным информационным ресурсам, способствует созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов, их успешной социализации и интеграции в общество.

В соответствии с приказом министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 486н от 30.05.2018 «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» специалистами бюро медико-социальной экспертизы разрабатывается индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида. Западное управление ежемесячно получает в министерстве образования и науки Самарской области выписки из индивидуальных программ реабилитации или абилитации детей-инвалидов (далее — ИПРА), в которых прописаны мероприятия по психолого-педагогической реабилитации или абилитации детей-инвалидов. Образовательными учреждениями организуется выполнение мероприятий, предусмотренных индивидуальными программами реабилитации или абилитации детей-инвалидов в сфере образования. Западное управление контролирует выполнение мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации детей-инвалидов, ежемесячно предоставляет отчет в министерство образования и науки Самарской области об их выполнении. При реализация индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида обеспечиваются последовательность, комплексность, непрерывность и обязательность осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий, динамическое наблюдение и контроль за эффективностью проведенных мероприятий.

По вопросу организации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении прошли обучение все директора и заместители директоров общеобразовательных учреждений округа.

Координацию и организационное сопровождение деятельности образовательных организаций по реализации ФГОС ОВЗ на территории Западного образовательного округа обеспечивает учебно-методическое объединение учителей, работающих с детьми с ОВЗ по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Дошкольное образование детей является важным этапом в развитии ребёнка, именно в это время происходит его формирование как личности, и в ребёнке закладываются те качества, которые позволят ему в дальнейшем стать успешным человеком в жизни. Статья 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определяет дошкольное образование как самостоятельную ступень, а пункт 3 статьи 5 закона гарантирует его общедоступность и бесплатность.

Одной из самых актуальных задач является обеспечение доступности дошкольного образования. На решение этой задачи направлены усилия всех уровней власти.

Западным управлением совместно с органами местного самоуправления проводится комплекс мер, направленных на динамичное развитие сети дошкольных образовательных учреждений.

В 2020 году на территории Западного образовательного округа функционировали 89 структурных подразделений государственных бюджетных общеобразовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, 1 частный детский сад, 1 детский сад ФГБДОУ «Детский сад «Волжский Утес».

На протяжении последних пяти лет наблюдается увеличение количества воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с 1289 человек в 2016 году до 1380 человек в 2020 году.

Таким образом, образовательная сеть Западного образовательного округа позволяет предоставлять современное качественное образование детям с различными образовательными запросами и возможностями здоровья, реализовывать основополагающий принцип, закрепленный в п.8 ст.3 Закона «Об образовании в Российской Федерации» – обеспечение права на образование « …в соответствии с потребностями личности: адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека».

Телефон горячей линии: (8464) 98-68-65 С перечнем структурных подразделений ГБОУ Западного управления, в которых созданы специальные условия для воспитанников с ОВЗ, вы можете ознакомиться ЗДЕСЬ Распечатать Распечатать
Уважаемые посетители сайта! Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять