С начала двухтысячных наша страна принимает участие в международных программах исследования качества образования. Повышение места России в подобных рейтингах стало одной из целей национального проекта «Образование».
В.В.Путиным в указе от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлена задача войти в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Таким образом, к 2024 году российские школы должны войти в десятку сильнейших по версии Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA).
Цель мониторинга качества образования в школе PISA — оценка способности применять в реальной жизни знания, полученные за школьной скамьей. Объект исследования — образовательные достижения учащихся 15-летнего возраста.
Качество образования PISA изучает по четырём основным направлениям: читательская, математическая, естественно-научная и финансовая грамотности.
Объектом особенного внимания исследования в 2022 году станет математическая грамотность, и впервые исследование будет изучать креативное мышление. Хотя — как и обычно — будут проверены все грамотности: математическая, естественно-научная, читательская и финансовая.
Основной этап международного исследования намечен на апрель 2022 года, школьникам предстоит пройти компьютерное тестирование.
В апреле 2022 года в исследовании примут участие 2415 человек из всех образовательных организаций Западного образовательного округа. 100% данных обучающихся изучают курс «Развитие функциональной грамотности» в рамках внеурочной деятельности.
Работа по формированию функциональной грамотности обучающихся в образовательных учреждениях округа организована на уровне начального, основного и среднего общего образования. Пять учреждений округа функционируют в режиме пилотных площадок по приоритетным направлениям формирования вида функциональной грамотности: читательская грамотность – ГБОУ СОШ№ 10 г.о.Сызрань; математическая грамотность – ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово; естественнонаучная грамотность – лицей г.о.Сызрань; креативное мышление – ГБОУ СОШ № 14 г.о.Сызрань; финансовая грамотность – ГБОУ СОШ № 5 г.о.Сызрань.
В формировании функциональной грамотности участвуют учителя-предметники, педагоги дополнительного образования. Все педагоги прошли обучение на курсах повышения квалификации по данному вопросу.
Занятия по формированию функциональной грамотности проводятся в кабинетах Центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», ЦОСах, мобильных компьютерных классах.
При подготовке обучающихся активно используются задания «Российской электронной школы», платформы «Медиатека».
Для фиксирования промежуточных результатов обучающиеся принимают участие в окружных и региональных мониторингах функциональной грамотности.
Педагоги Западного округа принимают участие в конкурсах профессионального мастерства в рамках данного направления. Так, в ноябре 2021 г. Бородина Д.П., учитель математики ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово, стала победителем Фестиваля методических идей молодых педагогов Самарской области; Калютич Е.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназия г.о. Сызрань, Кокорина М.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ «Центр образования с.Усолье, Калинкина И.М., учитель математики ГБОУ СОШ №2 г.о.Сызрань, Чуракова Л.А., учитель математики ГБОУ СОШ №2 г.о.Сызрань, Терехова Л.В., зам.директора по УВР ГБОУ СОШ «Центр образования» с.Шигоны, Каменская О.Н., зам.директора по УВР ГБОУ гимназия г.о.Сызрань — финалисты областного конкурса педагогических проектов по формированию, развитию и оценке функциональной грамотности обучающихся начальной/основной школы.